ЛЕОНИД ЛУКИН. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОТРЕСТАВРИРОВАЛ

ЛЕОНИД ЛУКИН. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОТРЕСТАВРИРОВАЛ ТОТЬМУ

Лукин Леонид Александрович родился 24 октября 1949 года в лесном посёлке Михайловка Тотемского района. Строительное образование получал в Тотемском лесотехническом техникуме, впоследствии – в Ярославле. В 70-е годы прошлого века занимался ремонтом дорог Тотемского района, пропадая на вахтах месяцами.

Когда было принято решение об организации в Тотьме реставрационного участка, оказалось, что в городе проживает всего три человека со средним строительным образованием, притом все «при деле», и «свободных» кандидатов на должность руководителя производственной реставрационной организации не оказалось. Надо учитывать, что реставрация была в то время достаточно новым делом, и никто не знал, сколь достойным с точки зрения перспективности партийно-хозяйственной карьеры (а это в те времена было первостепенно важным). Леонид Александрович состоял в партии и без согласия райкома менять должность не смел, а снимать проверенного и справляющегося прораба с дорожного строительства на новое дело никто не собирался. На должность баллотировались работники культуры, образования, просто партийные функционеры, но – безуспешно.

Поскольку Москва ждала какого-то разрешения проблемы, а ввиду бездействия в Тотьме внеочерёдно выделенная Госпланом СССР единица Реставрационного участка могла бесславно пропасть (со всеми ассигнованиями, техникой, штатными единицами) – в дело наконец вмешался вологодский обком КПСС, и оно двинулось.

Леонид Лукин возглавил Тотемский производственный реставрационный участок объединения «Росреставрация» МК РСФСР в 1978 году. В городе не было специалистов-реставраторов. Их можно было воспитать на курсах, но никто не спешил в неведомую организацию, да ещё учениками. Первые отряды реставраторов состояли сплошь из студентов-волонтёров. В то время всем строителям в провинции сулили жильё, а у реставрационного участка и таких возможностей не было. Благодаря инициативе Леонида Александровича, взялись за деревянные дома-памятники, ремонтировавшиеся под квартиры. Именно в них молодые специалисты-реставраторы получали свой угол. Вскоре удалось создать команду.

Как известно, все строительные работы лучше проводить летом. На севере оно коротко, а деньги выделялись ближе к концу года. Приходилось выкручиваться; большого таланта и сметливости требовала руководящая должность. Немало помогало делу то, что Лукин был местным жителем и знал, к кому обратиться за дружеской помощью. Его гигантское самопожертвование, влюблённость в дело и практические результаты работы снискали ему большое уважение среди земляков и даже среди далёких от идей реставрации партийных бонз.

Постепенно реставрационный участок стал одной из ведущих строительных организаций района. У Лукина были собственная база с парком техники, контора, столярная мастерская со станками и сушилкой. Мастера и изделия участка были известны в столицах. Лукин к 1980-м гг. сумел сконцентрировать в мастерской лучшие строительные силы: каменщики, штукатуры, маляры-отделочники отлично справлялись с реставрационной работой.

Энтузиазм и бесстрашие, с которыми Лукин брался за уникальные, впервые на Вологодчине осуществляемые работы, поражало. Восстановление завершения колокольни Входоиерусалимской церкви должно войти в неоспоримые достижения провинциальной реставрации советского времени. На руинированной старой кладке стен ХVШ века удалось поставить столбы-пилоны с арочными перемычками, несущими восьмилотковый сомкнутый свод с барабаном и главой. Всё это сделано с воссозданием сложного наружного барочного декора. Можно сказать, что бригаде Лукина удалось полностью овладеть строительными принципами и навыками старых мастеров! Многочисленные отреставрированные памятники города служат тому подтверждением.

Много позже, в перестройку, когда средства на реставрацию в Тотьме не выделялись, участок жил работой в командировках в Москве и Санкт-Петербурге. Нужно заметить, что в постперестроечное лихолетье наш реставрационный участок просуществовал несколько дольше вроде бы более мощных великоустюжского, вологодского и кирилловского, лишь безвременная кончина лидера в 2006 году привела к его затуханию. Но и сейчас ООО «Тотьмареставрация» продолжает работать в городе.

Можно сказать, что без практической деятельности такого человека, как Леонид Александрович Лукин, трудно было бы представить воочию феноменальное явление тотемской церковной архитектуры в наше время. Церкви, над воссозданием облика которых работал именно он, зимними вечерами подсвечены, видны издалека и заставляют свернуть с устюжской трассы, чтобы полюбоваться стройными силуэтами и уникальным декором. Важно помнить, что немногие деревянные дома, которыми занимался Лукин, также отремонтированы деликатно, с использованием реставрационной методики и максимальным сохранением подлинного декора.

Увековечивание памяти этого удивительного человека, столь много сделавшего для города, – дело чести властей и предмет беспокойства всех, кто знал и уважал Человека с большой буквы – Леонида Александровича Лукина. Тотемское музейное объединение в 2017 году подавало ходатайство на присвоение Леониду Лукину звания почётного гражданина города Тотьмы (посмертно), однако оно было отклонено.

Благодарим за предоставленную информацию друга Л.А. Лукина, архитектора Игоря Борисовича Медведева. Фото с храмами Тотьмы авторства И. Стесева.Source: Старинная Тотьма. Тотемское музейное объединение


Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.