А виноват ли на самом деле мальчик с картины «Опять двойка?

А виноват ли на самом деле мальчик с картины «Опять двойка?

Эту работу мы знаем с детства. Она печаталась в школьных учебниках, по ней писали сочинения и обучались бытовой живописи. Здесь изображена образцовая советская семья: дочка-пионерка, мама-труженица, малыш на велосипеде. Вот только ложку дёгтя вносит стоящий на первом плане оболтус с покорёженным портфелем.
See more
Картину написал Фёдор Решетников, который специализировался в жанре соцреализма. Художник назвал труд «Опять двойка», из чего следует главный посыл: мальчик опять подвёл всю семью, принеся домой плохую оценку.
Полотно наполнено осуждением и носит обличительный характер. В школе детям оно уже изначально преподносилась так, что мальчик — отрицательный персонаж, а приносить домой двойки это плохо, что из-за двоек детей родители расстраиваются, да и самому ребёнку стыдно. Нужно приносить пятёрки, и тогда всё будет хорошо.
Но так ли плох этот несчастный мальчик? Ну получил он эту двойку, ну с кем не бывает? Может, даже и школу прогулял — вон, коньки торчат из портфеля, наверняка, катался с друзьями. Но это не делает его плохим человеком.
Двойки могут быть оттого, что он просто не понимает программу, а из-за бесконечных двоек и замечаний и в школу ходить не хочется, отсюда и прогулы.
Заниматься с мальчиком некому — родители целыми днями на работе. Отец, может, и вовсе погиб на фронте, время ведь послевоенное. Художник неслучайно изобразил маму одну. Может, она просто не справляется с тремя детьми.
Мальчик выглядит на 5-6 класс, когда начинается сложный подростковый возраст. Это тоже накладывает определённое влияние на ситуацию.
Но картина на самом деле очень грустная. И вот почему. А дело опять таки в историческом периоде. На дворе 1952-ой, то есть всего восемь лет назад, в 1944 году, введено выставление отметок по пятибалльной системе. До этого единой системы оценки не было, чаще всего она была словесной («отлично», «хорошо», «посредственно» и т.д.).
Приветствовались, естественно, высокие баллы — 4 и 5. А вот двоечников в полном смысле считали плохими детьми. Их высмеивали, ограничивали школьными благами, не принимали в пионеры, не брали в походы и кружки.
И, естественно, на двоечников без конца жаловались родителям. Вот оттого мама и грустна. Её больше всего жаль на этой картине. Её лицо совсем не злое, она не хочет "спускать на сына всех собак", поскольку понимает, что полностью его вины в двойках нет. Да и в целом он не такой уж и плохой.
Но при этом мама понимает, что ей придётся отчитываться и оправдываться за сына перед учителями, соседями, родственниками и другими "доброжелателями". В этой ситуации ей придётся не сладко. Поэтому придётся отчитывать нерадивого ученика.
Мальчика тоже жаль. Он совсем не похож на хулигана. Наоборот, у него довольно подавленный и тревожный вид. Парень понимает, что не прав, но ему трудно изменить ситуацию.
Возможно, в какой-то степени эта картина обращена к тем преподавателям, которые создают подобные конфликты в семьях, настраивая детей и родителей против друг друга.
Педагог и психолог Шалва Амонашвили писал о картине «Опять двойка»:
«Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребёнка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для неё всё равно, с чем он пришёл. С двойкой пришёл – друг, с пятёркой пришёл – друг. Не надо принимать ребёнка с отметкой. Отметка — это отметка. А может, ваш двоечник завтра мир будет переворачивать? Ваш троечник депутатом станет или министром, или хорошим врачом? Не цифры решают, а наше отношение к ребёнку».

Источник: Картины с историей.


Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.