Борис Кустодиев «Сенокос», 1917 год
На этой картине мы видим разгар сенокоса, в котором участвуют, в основном, женщины. Крестьянки косят траву и вяжут снопы, чтобы заготовить корм для коровы на всю зиму.
Сенокос был наиболее значимым событием в каждой деревне. Хотя эта работа была достаточно тяжёлой, на неё шли, как на праздник. И мужчины, и женщины, наряжались на сенокос в самые красивые одежды, в то время как на уборку хлеба надевали всё самое худшее.
See more
Сено косили не вблизи деревни, а выезжали на дальние луга «с бабами, девками и грудными младенцами». Работа начиналась рано утром, как только рассвело. Не зря появилась поговорка «коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой». Но часто уходили с сенокоса не домой, а устраивались на ночлег рядом, в специально построенных шалашах. Еду готовили в котелках, подвешенных над костром.
Так писал про сенокос писатель и этнограф Василий Селиванов:
«Бабы и девки имеют обычай для работы в лугах надевать на себя не только чистое белье, но даже одеваться по-праздничному. Для девок луг есть гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются перед женихами.
Скошенную рядом траву бабы и девки немедленно разбивают, то есть растрёпывают рукоятками граблей для того, чтоб солнце и ветер могли лучше ее просушивать. Разбивка эта производится целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребают в валы, то есть длинные гряды, а из них уже образуют копны, то есть высокие кучи, имеющие весу от 3,5 до 8 пудов, судя по тому, крупное или мелкое сено. Копна крупного сена при равном объеме всегда легче мелкого. На другой день, когда роса уже поднялась, копны эти разваливают кругами, а потом опять сваливают в копны и мечут в стога».
Вечером сенокосцы играли на гармонях, пели песни, молодые водили хороводы. И всё это, несмотря на напряжённый труд в течение дня. По окончании сенокоса устраивался общий праздник. Для оплаты угощения продавали часть сена, а на вырученные деньги покупали чай, баранки и водку (выпивка за счёт общины называлась "мирское"), закуску приносил каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.
Источник: Картины с историей
Источник