ГАЗЕТА. ИСТОРИЯ. РУБЦОВ

ГАЗЕТА. ИСТОРИЯ. РУБЦОВ

В Тотьме есть много мест, которые посещал поэт Николай Рубцов. Одно из них – редакция газеты «Ленинское знамя» (ныне — «Тотемские вести»).
В "районке" Николай Михайлович опубликовал около двадцати стихотворений в рубрике «Литературная страница» под заголовком «У нас в гостях поэт Николай Рубцов», в основном в 1964-1965 гг.
See more Среди них хорошо нам известные: «Сапоги мои скрип да скрип…», «Родная деревня», «На реке», «Гроза», «Горница», «Прощальный костёр», «Мороз» и другие.
Наряду со стихами печались и его прозаические статьи о жителях Николы. Также Николай Рубцов проводил поэтические встречи с коллективом.
Один из таких вечеров описывает друг и однокашник Рубцова поэт Сергей Багров: «Не так уж часто, однако поэты нашу редакцию навещали и горячо читали свои стихи. К лучшим "художникам слова" мы относили тех, кто умел написать стихотворным размером что-нибудь про сегодняшний день. Нам везло на поэтов высокого роста, с громким голосом и стихами, которые звали куда-то вперёд. Поэтому Николай Рубцов при его лысоватости, скромном костюме, рубахе без галстука встречен был несерьёзно, точь-в-точь как заурядный селькор, который пишет в газету заметки. Провинциальный снобизм хорошо затаился у нас под личиной усталого выражения, с каким мы разглядывали его, не уверенные ни в чём. Удивительно то, что и я поддался внешнему виду, как-будто вчера и не слышал Рубцова, и, полагал, что сейчас у него что-то выйдет не так. Но вот он поднялся. "Букет", — сказал и, смущаясь, начал читать. Читал напряжённо и монотонно. Мне почему-то стало не по себе. Однако тревожился я напрасно. Рубцов умел, как никто, справляться с ненужным волнением. Умел увлекаться и увлекать. Голос его наполнился лёгкостью взлёта, стал ясным, естественным и красивым. Нас было немного. На встречу пришли типографские девушки. С нами, газетчиками, не больше 15 человек. Провинциальный снобизм улетучился, и не усталость украсила наши лица, а робкий румянец предчувствия встречи с необычайным. Слушали мы затаённо и кротко. За окнами – голые ветки, мокрые крыши, словом, грязь и тоска. А мы перепутали время. Стихи открывали калитку в зелёное лето, и нам уже слышен был постук дождя по траве, громыхание грома, шум ветра в деревьях и запах заплёсканной ливнем реки. Николай прочёл семь или восемь стихотворений. Держался свободно. По шаловливой усмешке, мелькнувшей в его лице, я как бы учуял готовность Рубцова к какому-то дерзкому озорству. Но нет. Он просто-напросто объявил: «Последнее стихотворение. Называется «По вечерам». Мы снова уставились на поэта.

С моста идёт дорога в гору.
А на горе — какая грусть! —
Лежат развалины собора.
Как будто спит былая Русь.
Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день как будто у груди
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!
Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И всё ж я слышу с перевала…

Не дочитал Рубцов стихотворение, взглянул на нас, моргая. И виновато замолчал. Мы догадались: сбился. Забыл строку. Старается её найти и не находит. Всем стало как-то скованно и неприлично, точно Рубцов нарочно нас подвёл. Мы ждали, сопереживая. Прошла, наверное, минута. У замредактора не выдержали нервы. Он начал медленно вставать. И тут Рубцов обвёл нас баловливым взглядом, взмахнул рукой и, точно не было минутной паузы, весёлым голосом докончил:

Как веет здесь, чем Русь жила.

Всё также весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена.

"Какие будут вопросы?" – спросил замредактора Королёв, снова вставая из-за стола.
Кто-то из девушек рассмеялся, кто-то кивнул головой, а кто-то, смущаясь, спросил: «А почему вы так долго молчали, когда читали «По вечерам»?
— Потому что в эту минуту писал другое стихотворение!
— А чем писали?
— Мозгами!
— И написали?
— Не до конца.
— А прочитать сможете?
Николай согласился:

Я уеду из этой деревни,
Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь на дворе глубока…

Николай Михайлович был действительно очень талантлив, раз он мог на ходу сочинять стихи. И, вероятно, если бы не трагическая смерть, мир услышал бы ещё много прекрасных произведений.

На фото: страница газеты "Тотемские вести" со стихами Рубцова; Николай Рубцов и Сергей Багров (снимок 1965 года, подаренный Сергеем Петровичем музейному объединению).

#Тотемский_район #Николай_Рубцов #Рубцову_85 #История #Поэзия #Литература #Тотемские_вести #Твоя_газетаSource: Старинная Тотьма. Тотемское музейное объединение


Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.