РАДОНИЦА – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших.

РАДОНИЦА – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.
See more

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15). Но Библия предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка».

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Кладбище, действительно, место особое. Место священное. Говорят, если тебе очень весело — пойди на кладбище. А если тебе очень грустно — тоже пойди на кладбище. Потому что память о смерти — очень важный момент христианского самосознания. И буйное веселье на грехами покрытой и заплаканной земле память смертная способна превратить в смиренную печаль о себе, погибающем. А чёрную тоску — наоборот, переменить на светлую радость о всеобщем воскресении.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

По преданию, во время Второго Пришествия, Иисус Христос придёт с востока. И когда мёртвые воскреснут, они восстанут из могил, поднимутся — и увидят Господа, а ещё увидят Распятие — и утешатся, ведь именно Крестом Бог победил смерть. Поэтому кладбища — это поистине великое место.

В это мы верим, и это вспоминаем, приходя на кладбище. И знание это делает христиан поистине людьми Радости. Людьми, не боящимися смерти как конца всему существующему. Людьми, знающими, что у Бога все живы.

Первое, что восклицает Церковь каждому, входящему в Неё – это благовестие о чудесной победе Христа над смертью. Христос Воскресе! Где после этого ночные детские слёзы от осознания того, что мама когда-нибудь умрёт, и ты с ней больше не встретишься? Где тоска от увиденных на улице старичков, еле шаркающих ногами: «И я таким буду»? Смерть проиграла войну!

Труба возгласит, и мы увидим все народы, всех тех, о которых раньше могли только читать. Авраам, царь Давид, Николай II, дедушка и бабушка – всех их мы сможем лицезреть, и не во сне каком-то, а наяву, в физических нетленных телах, вместе с ними сможем радостно воспеть Богу «Аллилуйа!». Прожить бы только как они, а то увидеть – увидим, но рядом быть не сможем.

Этой-то радостью, этим-то чудом мы и спешим поделиться с нашими усопшими близкими в пасхальный праздник Радоницы. И не конфеты, и не раскрашенные яйца, и не куличи, и не пластмассовые цветы несём мы в чудесное утро вторника Фоминой недели на кладбище, а несём торжествующее благовестие: «Христос воскрес!»

Воистину воскрес Христос

Источник: Время и вечность


Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.